История появления фресковой живописи

История появления фресковой живописи


 

 

Фреска (от итал. fresche - свежий),аффреско (итал. affresco) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (роспись по сухому).При высыхании , содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

 

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Расцвет Эгейской (крито-микенской) культуры приходится на 2 тыс. до н.э. В росписях Кносского дворца на Крите использовались яркие, насыщенные цвета, а сами фрески поражают свежестью и естественностью. Большинство сцен с морской тематикой отражали повседневную жизнь и окружающую природу. Отсутствие симметрии, размещение сюжетов волнообразно — их отличительная черта, где в основе лежит цветовое пятно, динамичное и подвижное.

 

 

 

Древний Египет.

Росписи широко применялась для росписи культовых помещений. ,это были яркие и декоративные, ритмически организованные изображения жанровых и сакральных сцен. Вырабатывались характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие плечи - в фас, ноги и голова - в профиль. Такой способ изображения позволял выбрать наиболее выразительное положение.«Египетский стиль» росписи использовался художниками позднее в различные периоды - ампир, классицизм, романтизм, модерн. Для него характерно сочетание «плоскостной декоративности» с натуралистическими деталями. При этом важную роль в настенных росписях, как и во всем египетском искусстве, играет цвет

 

 

 

Древняя Греция

Искусство настенной живописи отличалось тягой к реализму. Сходство с натуральными предметами, которое при этом достигалось, приводило зрителей в восхищение. Мастерство художника в создании иллюзии ценилось греками, а их произведения стали образцом «тромплея»(trompe-l’oeil франц.- обман зрения),росписи - «обманки». Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.

Эти традиции перешли в Римскую фреску. Изображались пейзажные и архитектурные мотивы, пространственно-иллюзорные, зрительно разрушавшие плоскость стены. Для них характерны усиленная декоративность и динамика, роспись часто дополнялась орнаментальными композициями.

 

 

Византия

Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоев штукатурки, в раствор вместо толченою мрамора вводились для нижних слоив

солома, для верхних -лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать

трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской

фресковой живописи (500-850 гг. и. з.) сохранился в римской церкви Санта

Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приема.

 

 

Древняя Русь

 Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвященной технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

 

 

В настоящие время термином "фреска" могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т.д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование буон фреска или чистая фреска.